Г ж е л ь. Это не просто название села, вблизи которого расположен наш поселок. Пришло это слово из седой старины, когда целый район с многочисленными разноименными деревнями называли Огжель, Агжель, Жгель, Гжель, вкладывая в название определенный смысл: «жечь», «обжигать». В смолистом пламени еловых и сосновых поленьев из знаменитых гжельских глин получалась крепкая, звонкая посуда.
Гжельский керамический район, включавший в себя 16 сел и деревень Гжельской волости Бронницкого уезда и 11 соседней, Карповской волости Богородского уезда, представлял собой уникальное явление в области крестьянского предпринимательства в России XVII-начала XX вв.
В этот период здесь работало около 180 крестьянских фарфоро-фаянсовых предприятий. Выпускаемая ими продукция вывозилась на Нижегородскую и Ирбитскую ярмарки, в Москву, в Петербург, в другие города центральной части страны.
Любопытный факт, свидетельствующий о повсеместной распространенности гжельских изделий, — находясь в своем имении Михайловское в 1824-1826г.г., А.С.Пушкин использовал в качестве чернильницы синюю косметическую баночку. Именно такие аптекарские и косметические банки выпускались в то время в Гжельской волости (из воспоминаний Е.И.Осиповой, соседки Пушкина по имению).
Еще в 18-ом веке была распространена гжельская майолика, которую делали из местной красной глины. В ее колорите преобладали лилово-коричневые, зеленые, желтые тона в сочетании с белым фоном. Синего цвета среди них не было.
В конце 18-ого – начале 19 в.в. стали изготовлять фаянсовые изделия из здешней светлой глины. Фаянс был тоньше и легче майоликовой посуды, расписан синей кобальтовой краской, покрыт прозрачной поливой.
Примерно в то же время гжельцы освоили секреты фарфорового производства, с яркой, многоцветной росписью; и название ему дали – «лубочный фарфор».
Так и существовали два производства: фаянсовое с синим колоритом и многоцветное фарфоровое, как более привлекательное для покупателя.
И лишь в более позднее время понятие «гжель» закрепилось в массовом сознании только за фарфоровыми изделиями с подглазурной кобальтовой росписью в образе ослепительно синего цветка на белоснежном фоне.
Надо отметить, что и самые первые русские фарфоровые изделия, полученные на мануфактуре близ Петербурга, были тоже выполнены из гжельского сырья!
Вот она какова – наша Гжель!
История деревни Фенино
Деревня Фенино, судя по переписной книге 1646 г., насчитывала тогда 17 дворов и входила в состав Гжельской дворцовой волости. Спустя столетие, по данным Экономических примечаний, в деревне было уже 49 дворов, где проживало 185 душ мужского и 160 женского пола.
С конца XVIII века так же, как и во многих окрестных селениях, в Фенино появляются предприятия, связанные с майоликовым, а потом фарфоровым промыслами. Самым крупным из них был завод братьев Мордашовых, выпускавший с 1830 по 1861 г. фарфоровую и фаянсовую посуду. Она украшалась печатным рисунком, применявшимся для ускорения и облегчения работ, хотя многие предприятия выпускали посуду с кистевой росписью. В 1852 г. в деревне, кроме завода Мордашовых, находилось еще два заведения, выпускавших фарфор и фаянс.
После реформы 1863 г. крестьяне получили 912 десятин (1 десятина = 1,0925 га) надельной земли, из которых 270 десятин составляла пашня. Но половина дворов хлебопашеством не занималась, а почти все наличные семьи были связаны с кустарными промыслами: фарфоровым, горшечным, живописным и торговым.
В 1972 г. Фенинское предприятие вошло в состав объединения «Гжель». Вскоре началось его техническое переоборудование и расширение.